Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Долгое время оставался спорным...

      Долгое время оставался спорным вопрос, действовала ли школа в Андреевском монастыре. Одни исследователи отвечали на вопрос утвердительно, ссылаясь на "Житие" Ртищева, другие - отрицательно, поскольку монастырь находился далеко от центра. Мною (Авт.) найдены архивные документы, подтверждающие сообщение "Жития" о существовании Андреевской школы. В 1656 г. Ртищев привез в Москву из виленского Свято-Духова монастыря одного из учителей, поляка старца Варлаама, родом из города Гродно. Он учил подростков польскому и латинскому языкам. В XIX в. известен еще был синодик Андреевского монастыря, в котором записаны имена монахов и учителей. В 1652 г. Ртищев посылал в Киев за певчими и книгами для Андреевской школы. В том же году в монастыре поселились украинские певчие, которые исполняли богослужение по системе гармонического партесного пения (в несколько партий или голосов) с использованием нотных знаков западноевропейского образца. Киевский распев литургии отличался эмоциональностью, жизнеутверждающим динамизмом в сочетании с задушевностью.

      В конце 50-х - начале 60-х гг. дом Ртищева на Знаменке (недалеко от Боровицких ворот Кремля) становится центром интеллектуальной жизни столицы. "Ртищевское братство" продолжало развивать просветительское направление, которому положил начало придворный кружок ревнителей благочестия (или боголюбцев) под руководством Стефана Внифантьева в патриаршество Иосифа. Ртищевские вечера собирали вьщающихся литературных и религиозных деятелей, среди них родной дядя Ртищева архимандрит Спиридон Потемкин, владевший древними и новыми языками, богослов Епифаний Славинецкий, поэт Симеон Полоцкий, ученый хорват Юрий Крижанич, отцы Андреевского монастыря, образованные немцы и греки, посещал эти собрания и протопоп Аввакум. Радушный хозяин принимал самое живое участие в беседах и диспутах.