Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Несмотря на то что церковная позиция...

      Несмотря на то что церковная позиция духовника оказалась обособленной, авторитет его при дворе, в среде белого духовенства и горожан, был велик. Внифантьев фактически управлял вместе с боголюбцами церковью при отстраненности от дел патриарха Иосифа. Основным направлением деятельности боголюбцев принято считать церковные дела, к ним относят борьбу с языческими пережитками, суевериями, игрищами, гаданиями и т.д.; введение в церквах учительства в форме проповедей и поучений; гармонизацию церковного пения, издание богослужебных и учительных книг; унификацию печатного текста по древним рукописям; установление единогласного порядка в литургическом служении.

      В XVII в. для того чтобы сократить слишком длительное богослужение, не нарушая церковного устава (составлен в древнехристианскую эпоху для монастырей), в церквах укоренился обычай многогласия. Это порядок одновременного пения и чтения разных богослужебных текстов священниками, деяконом, хором в два-три, а иногда пять-шесть голосов. Стефан называл многогласие "бесчинием", "еретическим шумом", "мятежом". Причиной его распространения боголюбцы, в том числе и Аввакум, который тоже боролся за единогласис, считали "непочитание книг" среди духовенства. Внифантьев и Ртищев первыми установили в своих домах "единогласное и согласное пение" и просили царя "утвердить благочестное в церквах правило, еже бы в един глас, а не во многия пети". Патриарх Иосиф отнесся к этому неодобрительно, опасаясь недовольства прихожан, особенно бояр, воевод и других сильных людей. Борьба против многогласников завершилась победой сторонников единогласия во главе со Стефаном благодаря поддержке их начинания патриархом Константинопольским, приславшим в Москву грамоту. Церковный собор 1651 г. утвердил единогласный порядок богослужения как обязательный.