Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

В 1639 г

      В 1639 г. он покинул Анзерский остров, а затем, добравшись пешком по берегу Онеги до Кожеозерского Богоявленского монастыря в Каргопольском уезде, поселился в лесном скиту. Через три года братия избрала его игуменом. В 1646 г. он приехал в Москву по монастырским делам (чтобы получить льготы для своей обители). Как требовал обычай, был представлен 17-летнему Алексею Михайловичу. Сразу же после беседы царь предложил ему остаться в столице. Никон вскоре посвящается в архимандриты Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых. Царь привязался к волевому архимандриту, обновившему архитектурный комплекс, составившему монастырский устав и обиходник (распорядок церковных служб, праздничных и поминальных трапез по христианскому календарю). Каждую пятницу Никон приезжал во дворец к заутрене, а после нее беседовал с царем, которому передавал челобитья от простых людей.

      Становлению его как церковного реформатора помогло сближение с упомянутым уже придворным просветительским кружком ревнителей благочестия (или боголюбцев). Вначале Никон разделял воззрения его участника, своего земляка протопопа Иоанна Неронова, служившего на Красной площади в Казанском соборе, сооруженном в память избавления Отечества от иностранных интервентов. Неронов придерживался традиционного взгляда на греков, якобы утративших с середины XV в. после Флорентийской унии и под властью турок-османов истинное благочестие; он недоверчиво относился к киевской учености, связанной с латинством. С 1648 г. Никону ближе становится благовещенский настоятель Стефан Внифантьев, грекофил и приверженец образованности православных киевлян, белорусов и поляков.