Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

В реальной жизни непременное условие...

      В реальной жизни непременное условие доброго царствования, по мнению Аввакума, - равное отношение ко всем христианам на основе любви. Царь Алексей Михайлович, считал Аввакум не отвечал такому его требованию: "А ты, миленькой, посмотрит-ко в пазуху-ту у себя царь християнской! Всех ли християн-тех любишь? Несть болшо, отбеже любы и вселися злоба. Еретиков никониян только любишь, а нас православных християн мучишь". По его личному суду Алексею Михайловичу нельзя царствовать за совершенные в его государстве мучительства над православными (раскольниками), он предлагал царю уйти в монастырь ("да пускай поплачет хотя неболшее время"). В то же время, осознавая всю необычность критики "высочайшия "на земле власти, писал: "Дерзаю паче человека, выше меры моея, угнетаем болезнию по души заблудьшей его".

      Обличения царской власти ускорили события и их развязку. В конце 1681 г. церковный собор, которым руководил патриарх Иоаким, осудил Аввакума за "воровские письма". Он посылал их в Москву единомышленникам, а те их разбрасывали в богоявленскую седмицу на Соборной площади Кремля. В Пустозерск срочно отправлен капитан И. С. Лешуков со стрелецким отрядом. 14 апреля 1682 г. Аввакум вместе со своими "соузниками" - соловецким иноком Епифанием, романовским священником Лазарем и дьяконом Федором - по указу царя Федора Ааексеевича за "великия на царский Дом хулы" сожжены в срубе. Так закончил свой жизненный путь неистовый протопоп, в публицистическом творчестве которого выразилась эпоха и ее человек вместе с крушением некоторых политических и религиозных иллюзий русского средневековья.