Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Патриарх Никон также любил свой...

      Патриарх Никон также любил свой народ и видел путь развития через просвещение общечеловеческой мудростью. Аввакум же держался старых древнерусских представлений, считая существовавший социальный порядок неизменным, не видел выхода из несвободного положения смиренно-мудрого: "Куды же ему милому дется от них (гордых. - Авт.)? Небо одно, Земля одна, хлеб общ, вода тако-жде. Терпеть, стало не пособить, дондеже Бог разделит и возмет коего-ждо к себе, яко милостив есть и щедр, очищает смиреннаго от греха его мучением сим...". В его публицистике сильны религиозномистические настроения, идеи непротивления злу, призывы "пострадать" на Земле во имя "Царствия Небеснаго". Аввакум любил жизнь, однако из Пустозерской земляной ямы не протестовал против проповедников самосожжений и тех, кто принимал "огненное крещение". Все это окрашивает его публицистику отблесками религиозного фанатизма.

      Государственное устройство без царя Аввакум не представлял. Вопрос о том, кто выше - царь или патриарх, - им не поднимался. Аввакум был убежден в особом, божественном происхождении царской власти. Критика того или другого царя, согласно его рассуждениям, допустима с позиции только христианского учения. Идеальный царь должен отвечать аскетическому идеалу "порфиру и багряницу добре ношаше, внутрь власяницу под одеянием царским"; "книги своими руками писаше", "пищу себе нужную от рукоделия строя", "труды рук своих нищим вручаше".