Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Аввакум - великий русский писатель...

      Аввакум - великий русский писатель, равного ему не было в XVI-XVIII вв. Вся его жизнь связана с переходной эпохой и ломкой средневековых представлений. Новое властно вторгалось в жизнь. Не осознавая себя еще писателем или публицистом, как мы теперь его воспринимаем, он представлял свою роль в качестве наставника, продолжателя святоотеческого подвига, когда стал идеологом народного движения раскола-старообрядчества (термин "старообрядчество" прослеживается в книжности с конца XVIII в.; в эпоху Аввакума раскольников называли староверами) и в этом качестве выразил свою авторскую индивидуальность. Его самобытный ум не воспринял церковные преобразования патриарха Никона. Воспитанный на древнерусской книжности с ее православно-этическим миросозерцанием, Аввакум считал высшей ценностью - соединение Человека с Богом посредством чувства. Практический опыт приземлял его книжные абстрактные воззрения и библейские идеалы. Острым художественным чутьем он улавливал в окружающей реальности новые веяния. Но по-своему их воспринимал.

      В преамбуле к автобиографическому "Житию" Аввакум пишет: "Бог любы есть...Апостол рече о брате, ненавидяи брата - чюжд Бога и жилище бесом. Бог вселяется в любовнова человека чювъством небесным и такое тело - дом Божий бывает". Согласно ходу его рассуждений, внутренний мир "любовнова человека" есть церковь, или дом Божий, который необходимо охранять, защищать от ненавидящих "брата". До нас дошло около 100 его сочинений полемических, богословских, нравоучительных, поминальных, обличительных, среди них "Книга бесед", "Книга толкований", "Книга обличений, или Евангелие вечное", "О трех исповедницах слово плачевное", написанное после гибели в боровской земляной тюрьме его последовательниц боярыни Ф. П. Морозовой, княгини Е. П. Урусовой и дворянки М. г. Даниловой. К эпистолярному жанру относятся его грамотки, записки, послания, письма единомышленникам и близким людям, семье; челобитные царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу.