Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Так все же как оценить роль Симона...

      Так все же как оценить роль Симона Ушакова в истории русского искусства? Да, действительно, его творчество демонстрирует отход от принципов средневековой иконописи. Но в XVII в. средневековье было уже на исходе, и художник, чуткий к требованиям времени, попытался создать иконы, которые отвечали бы изменившемуся (не ослабевшему и не оскудевшему, а именно изменившемуся!) религиозному чувству русского народа. Можно ли назвать его великим мастером? Наверное, нет: не каждая эпоха рождает титанов. Однако и клеймить его именем "злого гения" будет глубоко несправедливо. Надо отвести ему достойное место, которое Симон Ушаков заслужил талантом, трудолюбием и неустанными заботами о благе отечественного иконописания.

РЕЛИГИЯ

АВВАКУМ ПЕТРОВ

(1621-1681)

      Однажды молодому священнику Аввакуму приснился вещий сон, о котором он помнил всю свою жизнь: "...вижу, пловут стройно два корабля златы и весла на них златы и шесты златы и все злато, по единому кормщику на них сидельцов, и я спросил: Чье корабли? И оне отвещали: Лукин и Лаврентиев. Сии быша ми духовныя дети, меня и дом мой наставили на путь спасения...А се потом вижу третей корабль, не златом украшен, но разными красотами - красно и бело и сине и черно и перелесо - его же ум человечь не вместит красоты его и доброты; юноша светел на корме сидя правит; бежит ко мне из-за Волги яко пожрати мя хощет. И я вскричал: чей корабль? И сидяи на нем отвещал: Твой корабль. На, плавай на нём, коли докучаешь, и з женою, и з детми". Эти поэтические строки, как и все почти сочинения, Аввакум написал в Пустозерском остроге, вспоминая свою жизнь плавание по прекрасному лику Земли. Картины природы, житейские эпизоды, образы людей в его произведениях настолько кажутся живыми, что создается иллюзия их воспроизведения по горячим следам.