Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Свобода, с которой располагаются...

      Свобода, с которой располагаются растительные орнаменты, умело составленные композиции, редкий колористический вкус, высокая исполнительская техника говорят о большом мастерстве художников-эмальеров Сольвычегодска и о глубоко национальном характере их искусства. Даже когда изображения копируют западные образцы и одежды людей напоминают иностранные, сам рисунок и раскраска под рукой русского мастера приобретают такой характер, что все произведение в целом выглядит совершенно самобытным.

      Словно волшебная сказочная шкатулка, красуется в одной из витрин Оружейной палаты сольвычегодский ларец. Невольно хочется представить его в светлице боярышни XVII столетия. В таких хранили обычно дорогие мелкие вещи, украшения. Серебряный, частично позолоченный, со сканью (скань - напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки) и многоцветной эмалью ларец вместе с другими красочными вещами, бытовавшими в личных покоях, не только выполнял свое основное назначение, но вносил уют, радовал взор. Удивительно пропорциональный по форме, с типичной для таких вещей высокой четырехскатной крышкой, на четырех ножках, где эмалью были изображены животные, ларец изукрашен причудливо заплетающимся орнаментом из трав и цветов. На крышке - изображения людей и птиц. К сожалению, эмаль местами повреждена и утрачена, но яркость сохранившейся росписи, ее неповторимый узор и колорит, прелесть формы ларца и великолепное мастерство исполнения позволяют отнести этот ларец к шедеврам русского эмальерного искусства. Широкие декоративные возможности эмали давали простор для творчества сольвычегодских художников и соответствовали общему направлению русского искусства второй половины XVII в. с его стремлением к узорочью и полихромности. Замечательное наследие сольвычегодских мастеров во многом предопределило развитие миниатюрной эмальерной живописи следующего столетия.