Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Энциклопедическая пестрота тем...

      Энциклопедическая пестрота тем - а здесь и вопросы мироздания, вероучения, догматики, морали - сочетается с духовным единством книги, подводящей к пониманию того, что в мире скрыта истина идеального устремления. Отсюда два плана в композиции многих стихов "Вертограда": сюжетно-повествовательный и морализующий. Поэтому в воссозданном поэтом художественном мире все, пронизанное символическими связями и значениями, так или иначе соотносимо, параллельно, выводимо одно из другого. Отсюда же и обилие жанров: басня, притча-басня, парабола, уподобление, эмблематические стихи. Принято считать, что жанр басни появился в русской литературе с века Просвещения - с Кантемира и Тредиаковского. Однако уже Симеон Полоцкий обыгрывал сюжеты Эзопа, Бабрия, Федра. Он создал свои басни на четверть века раньше, чем вышло первое на русском языке издание "Притчи Эзоповы" (Амстердам, 1700). В "Вертограде" есть басни на сюжеты, известные во всем мире и перешедшие в русский XVIII в., - о петухе и жемчужном зерне, о мухах и меде, о мушках, гибнущих в пламени свечи, о звездочете, рыбаке, путнике и гадюке, крестьянине и его сыновьях и др.

      Непросто воспринимать эту книгу как единое целое - слишком прихотлива ее организация: стихи расположены по алфавиту их названий. Тогда как в первом варианте, остававшемся ранее неизученным, они объединены по два-три, десять, а то и более в зависимости от связующих их идей. Природному естеству, при котором всякие "былия" и травы "смешенно" рождаются, Симеон противопоставил "хитрость художника" и, подобно "искусному цветовертнику", устроил "Вертоград" как сад регулярный, "удобнейшего ради обретения" интересующих читателя тем.