Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

За два года до смерти обнищавший...

      За два года до смерти обнищавший и полузабытый художник открыто высказывает свое мнение о новых "хозяевах жизни", написав групповые портреты регентов и регентш гарлемского госпиталя для престарелых. Так называемые регенты - политическая элита, особая группа видных граждан, избранных городским магистратом в комитеты, ведавшие благотворительными учреждениями. Но портрет достопочтенных попечителей кисти Хальса больше похож на ошеломляющий своей смелостью и беспощадностью шарж. Хлипкие, хилые существа с рассеянными, слабоумными взглядами, в напяленных вкривь и вкось шляпах, буквально валятся в разные стороны. Здесь все зыбко и хаотично - композиция, ритм, цвет и свет. Резкие блики как бы случайно выхватывают предметы и детали, создавая немыслимое психологическое напряжение, от которого холст вибрирует и мерцает. Портрет необычен настолько, что некоторые исследователи предполагали, будто рука старого мастера утратила твердость под влиянием жизненных бед, заливаемых алкоголем. Однако в том же 1664 г. был написан портрет регентш, с формальной стороны представляющий собой полную противоположность регентам. Спокойная, уравновешенная, устойчивая, чинная композиция с четко обозначенными пространственными планами, со строго ритмичными вертикалями и горизонталями, с ровным рассеянным светом, беспристрастно освещающим зловещих, иссохших старух, лишенных каких-либо человеческих чувств и эмоций. Последнее слово осталось за великим Франсом Хальсом, который пережил долгое забвение и предстал перед нами в полном и непревзойденном блеске.