Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Но вот неожиданно в этом потоке...

      Но вот неожиданно в этом потоке блещет гениальное полотно - групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия.

      Идея группового портрета была близка голландцам, искони отличавшимся высоким чувством общественного долга и стремлением к деловой организации. Кроме религиозных братств и орденов, здесь на протяжении нескольких веков существовали профессиональные цехи, молодежь и практикующие врачи состояли в медицинских кружках, возглавляемых видными профессорами, литераторы собирались в "риторических камерах", при благотворительных учреждениях, госпиталях и сиротских домах, созданных богачами в увековечение своей памяти, работали советы попечителей - регентов, а с началом борьбы против испанцев возникли стрелковые гильдии для охраны и обороны городов. Кстати, отец художника Петер Клаус побывал и командиром героического гарнизона, и директором, а потом председателем сиротского приюта, и членом кружка, объединявшего ученых специалистов, писателей, рисовальщиков, художников, граверов, резчиков.

      Итак, перед нами гарлемские стрелки, собравшиеся за праздничным столом в 1616 г., через семь лет после победы. Групповой портрет подчинялся неписаным, но строгим правилам: полковник должен сидеть во главе стола, за ним следующий по чину - казначей, дальше капитан, лейтенанты, прапорщики. Хальс берется за дело по-своему, наперекор сословным канонам, отказывается от традиционного фронтального или профильного изображения, от условных стандартных поз, деталей и атрибутов. Он усаживает стрелков на трехметровом в длину полотне в ряд, где все равны, больше того, помещает на первом плане не полковника, а простого офицера. Седобородые ветераны, молодые мужчины, безусые юнцы сияют одинаково бодрыми, радостными улыбками, все поданы крупным планом и каждый неповторим, изображенный в характерном ракурсе, с особым жестом, выражением, настроением.