Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Лишь к концу XVIII - началу XIX вв

      Лишь к концу XVIII - началу XIX вв. отношение к Спинозе в европейской интеллектуальной среде несколько изменилось, в основном благодаря усилиям немецких литераторов г. Лессинга и И. Гёте, а также английских поэтов С. Колдриджа, У. Уордсворта, П. Шелли, которые почерпнули в работах философа "аскетичное вдохновение". С начала XIX в. идеи Спинозы прочно вошли в классический философский багаж и стимулировали как развитие школы идеализма, так и исследования противоположного лагеря - марксистского материализма.

      Такой была уникальная судьба философа и его наследия. Он мог бы стать вполне процветающим торговцем либо раввином в амстердамской синагоге. Но его научная и жизненная принципиальность заставляла его отказываться от любых, самых невинных компромиссов для улучшения своих житейских условий. Живя в нищете, философ получил заманчивое предложение занять место профессора на философской кафедре Гейдельбергского университета. Но он отказался, чтобы не испытывать ограничений в своих интеллектуальных занятиях со стороны теологов, которые тогда инспектировали и курировали философские курсы в европейских университетах. Позже он отказался от пожизненной пенсии, предложенной королем Франции Людовиком XIV при условии, что философ напишет строчку посвящения этому монарху на титульном листе одной из своих работ. Спиноза стоит особняком и в истории философии: он не стал последователем какого-либо философского учения (хотя на его развитие оказали заметное воздействие труды Декарта и Гоббса), не создал своей философской школы, не воспитал учеников.