Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

С 1630-х гг

      С 1630-х гг. в жизни Шютца множатся утраты. Умирают его родители, затем - семнадцатилетняя дочь; другая дочь прожила тридцать два года и тоже скончалась прежде отца... Дрезденская капелла приходит в упадок, и все усилия Шютца сохранить ее былой уровень наталкиваются на непреодолимые препятствия: идет война, на музыку нет средств. Шютц откликается на любые предложения "со стороны", лишь бы они шли на пользу искусству: организовывает капеллы в ряде северонемецких городов, работает капельмейстером при дворе короля Кристиана IV в Копенгагене, посещает Амстердам (существует мнение, что "Портрет музыканта" кисти Рембрандта ван Рейна изображает именно Шютца).

      Однако главным осталось творчество, а в творчестве - духовная музыка: концерты, мотеты, оратории. Многие из этих сочинений складывались в обширные циклы: "Псалмы Давида", "Заупокойные песнопения", "Священные песнопения", три части "Священных симфоний", две части "Маленьких духовных концертов"... Сколько среди них шедевров, до сих пор волнующих своей сердечностью и торжественным величием! Где-то с трепетной доверительностью повествуют о самом сокровенном один-два певческих голоса, поддерживаемые скромным аккомпанементом, где-то возглашают хвалу Господу два хора в сопровождении органа и оркестра. Но музыки такого рода тогда сочинялось в Германии немало. Одни творения по художественному уровню вполне сравнимы с шютцевскими (например, "Новые духовные концерты" Шейдта), другие достойно представляют эту традицию. Жанр, в котором Шютц явно не знал себе в ту пору равных, - это оратория.