Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

ТЕОДИЦЕЯ: ПРОБЛЕМА ЗЛА

ТЕОДИЦЕЯ: ПРОБЛЕМА ЗЛА

      Полностью книга Лейбница называется: "Опыты Теодицеи о благости божией к свободе человека и первопричине зла". Сам термин "теодицея", т. е. "оправдание Бога", был им введен здесь впервые. Под "оправданием" Лейбниц подразумевал ответ на вопрос: почему появляется зло в этом наилучшим образом устроенном мире и как можно совместить существование зла с разумом и справедливостью, лежащими в его основе?

      Причина зла, по Лейбницу, кроется в самой природе мира, построенного из монад: каждая монада по природе своей ограниченна и, следовательно, в каком-то смысле несовершенна. Эта ограниченность (или несовершенство) и является на самом деле метафизическим злом, которое порождает зло физическое, т. е. физические страдания человека, связанные с болезнями, природными бедствиями и другими проявлениями внешнего мира, отрицательно сказывающимися на жизни людей. Вместе с тем физическое зло несет в себе некий элемент, заставляющий человека лучше осознавать ценность благ, дарованных ему Богом, являясь как бы фоном, на котором острее воспринимаются счастливые моменты жизни. Но помимо этого, есть еще нравственное зло - греховные помыслы и поступки. Его существование определяется тем, что человек свободен в своем выборе, и зло в этом случае является ценой свободы. Но Лейбниц подчеркивает при этом, что зло всегда является отрицательной категорией, всегда означает неполноту, несовершенство, недостаточность бытия и никогда не может рассматриваться в положительном смысле.