Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Едва ли не первое, что приходит...

      Едва ли не первое, что приходит на ум, когда вспоминают эпоху Людовика XIV, это клавесин, на котором нарядно одетые дамы разыгрывают гавоты и менуэты. Заметим кстати, что менуэт, прозванный в XVIII в. королем танцев и танцем королей, был введен в придворный обиход только Людовиком XIV в 1650-х гг., а до этого слыл утехой простонародья. Другими популярными тогда танцами были бойкие и подвижные куранта, паспье, бурре, элегантно спокойная шаконна, простодушные "сельские" пастурель и мюзетт. Из танцев не французского происхождения фаворитами слыли испанская сарабанда, немецкая аллеманда, итальянская гальярда, английская жига. Их ритмы звучали везде - на балу, в опере, в концерте, в великосветской гостиной, в исполнении королевского оркестра или скромной любительской лютни и, конечно же, на клавесине.

      Клавесинное искусство переживало тогда во Франции пору своего расцвета, продолжавшуюся до 30-х гг. XVIII в. и достигшую кульминации в творчестве Франсуа Куперена, Жана Филиппа Рамо, Франсуа Дандрие и Луи Клода Дакена (все эти композиторы родились в XVII в., хотя прославились позднее). Сам Люлли, начинавший карьеру как скрипач-виртуоз, в зрелые годы откровенно предпочитал клавесин - может быть, потому, что этот инструмент считался более аристократическим. Восхитителен облик старинных клавесинов, неповторимых, как произведения искусства, и составлявших изысканную гармонию с дворцовыми интерьерами. Инструменты украшались игривыми орнаментами, расписывались картинами со сценами "галантных празднеств"; нижний ряд клавиш делался из черного дерева, а верхний - из слоновой кости, дабы на этом фоне выгоднее гляделись изящные пальчики музицирующих красавиц (впрочем, и кавалеры тогда тщательно следили за белизной и гладкостью своих рук). Клавесин был инструментом довольно интимным, и в музыке, сочинявшейся для него, ценилась не звуковая мощь, не бравура, а хрупкая прелесть, миниатюрность, ювелирная отделанность каждой детали.