Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

МУЗЫКА

МУЗЫКА

ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ

(1632-1687)

      Если Людовик XIV говорил: "Государство - это я", то Жан Батист Люлли вполне мог бы сказать: "Французская музыка - это я". Между тем человек, олицетворявший музыку Франции XVII в., по происхождению даже не был французом. Он родился в семье флорентийского мельника, и в детстве его звали Джованни Баттиста Люлли. Однако благодаря своему блестящему таланту и выдающемуся умению извлекать максимальную пользу из случайных улыбок судьбы он сделал головокружительную карьеру, превратившись в "господина де Люлли", единоличного законодателя музыкальных вкусов двора, самодержца придворной оперной сцены. Впрочем, его можно было бы назвать и диктатором, ибо он внушал к себе, как правило, далеко не добрые чувства, поскольку, мастерски льстя сильным мира сего, с соперниками обходился беспринципно и безжалостно. Коварный интриган, честолюбец, богач и скряга, когда нужно подхалим, когда можно грубиян... И все-таки - Великий Люлли. Ведь историю творят не только праведники и бессребреники.

      Его музыкальные и артистические способности проявились с ранних лет. Он пел, играл на гитаре, представлял сценки, обладал бойким языком. Но трудно вообразить себе, как сложилась бы его жизнь, если бы не первое большое везение: в 1646 г. талантливым подростком заинтересовался приехавший в Италию герцог де Гиз, который взял Люлли с собой в Париж. Там опять-таки по рекомендации герцога - он попал в дом сестры короля, принцессы де Монпансье. Согласно легенде, юный Люлли поначалу работал у нее поваренком, однако на самом деле он просто был в услужении, развлекая мадемуазель, нуждавшуюся в практике итальянского языка, своими разговорами, шутками и игрой на гитаре и скрипке. Скрипка и помогла ему сделать первые шаги к вершинам славы: снискав известность в великосветских кругах, он был включен в состав камерного струнного оркестра "24 скрипки короля", игравшего на королевских балах, обедах и увеселениях.