Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Нам говорит философ,

                     ... Нам говорит философ,

                     Что духа нет, есть только плоть одна,

                     И каждое животное - машина,

                     В которой действует известная пружина,

                     В движение приведена...

      В сущности, Лафонтен не только изящно и доходчиво популяризирует идеи Рене Декарта, сформулированные им в своем наиболее знаменитом сочинении - "Рассуждении о методе", но и полемизирует с ними. Развивая тему, баснописец приводит примеры разумного, осмысленного поведения животных. Так, в басне "Мыши и Сова" Сова откармливает у себя в дупле мышей, предварительно лишив их возможности передвигаться. Лафонтен делает следующее примечание: "Это не басня; как это ни удивительно и почти невероятно, но рассказанное здесь - действительное происшествие".

                     И ты, певец любезный,

                     Поэзией прелестной

                     Сердца привлекший в плен,

                     Ты здесь, лентяй беспечный,

                     Мудрец простосердечный

                     Ванюша Лафонтен!

      А. С. Пушкин.     

      Из обращения к своей библиотеке     

      Фактически многие басни Лафонтена скорее адресованы взрослым, чем детям. Он возвращает басню из сферы детского чтения в большую литературу; не его вина, что впоследствии созданные им шедевры жанра вновь надежно обосновались в школьных учебниках (причем иные блюстители нравственности сочли возможным дополнять и корректировать оригинальный текст - уже в XVIII в. появился, например, усовершенствованный вариант "Волка и Ягненка" с хэппи эндом, где является Дог и прогоняет Волка). Поэтому во многих баснях собственно аллегорический сюжет бывает изложен предельно лаконично, а нравственно-философская рефлексия занимает много места.