Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Мысли" заняли важное место...

      "Мысли" заняли важное место в моралистической литературе XVII в. При этом Паскаль не разделял ни рационалистическую мораль Декарта, ни прагматическую мораль Гассенди, Его ведение мира приобретало глубоко трагическую окраску. Как писал он сам, "вечное безмолвие этих нескончаемых пространств ужасает". Идея Паскаля о трагически двойственной природе человека - величественной, в его разумности и приобщении к Богу, и ничтожной, в его физической и моральной хрупкости, одновременно ясно выразилась в знаменитом определении: "человек - это мыслящий тростник". Паскаль с особой силой отразил здесь не только свое индивидуальное ведение, но и общее настроение столетия. Вот почему в историю культуры вторая половина XVII в, вошла под именем "эпохи Паскаля".

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

"БЕДСТВИЯ ВОЙНЫ"

      В жизни каждого, кто, подобно французскому художнику Жаку Калло (1593-1635) родился в конце XVI в., неизменно присутствовала война. К ней можно было относиться как к благородному рыцарскому искусству, величественному событию с торжественным шествием войск, героическими подвигами и триумфами. Но Калло, оставивший будущим поколениям почти три тысячи офортов и рисунков, в том числе созданные в 1632-1633 гг. две серии работ с красноречивым названием "Бедствия войны", показал другой ее лик. С одной стороны, он до ужаса обыденный, ибо война для людей того времени - дело житейское, и художник выступает беспристрастным рассказчиком, скрупулезно составляющим хронику событий. Усовершенствовав технику офорта, Калло вводит в композиции огромное множество персонажей - на некоторых листах их больше тысячи, - с филигранной четкостью передает мельчайшие детали. Графика стала в его руках подвижной и динамичной, крохотные человечки мельтешат, сражаются, грабят, закусывают, мародерствуют, отдыхают, мчатся в бой, бредут себе по дорогам. На просторной городской улице толпятся горожане, занятые на первый взгляд обычными делами, и, лишь присмотревшись или увидев подпись - "Раненые и калеки", мы различаем исковерканные тела и обрубки, особенно неуместные и нелепые на фоне величественных зданий. На листах серии бушуют пожары, гремят битвы, идут грабежи, совершаются казни, а в центре и вокруг этих событий возятся человечки, каждый сам по себе.