Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Зимой 1630 г

      Зимой 1630 г. в мясных лавках Голландии, уже тогда отличавшихся изобилием, можно было видеть, как Декарт покупает различных животных, чтобы затем их анатомировать. Кажется, что весь необъятный мир он хочет "прощупать" и промерить своим придирчивым, недоверчивым умом. Животные, органы которых он так тщательно изучает, не являются для него одушевленными существами, какими они были для Аристотеля, а только - живыми автоматами. "Я исследую анатомически головы различных животных, - пишет он Мерсенну, - чтобы посмотреть, где заключаются память, воображение и прочее".

      Как внимательный зритель в "театре мира", вооруженный мощным методом, он открыл много научных истин. Но, кроме знаний о внешнем мире, ему еще был нужен опыт самопознания для того, чтобы в глубине своего мыслящего духа найти незыблемые основы всех возможных знаний. Декарт погружается в метафизические размышления и в недрах своего мыслящего "я" находит ядро истины, которое не может задеть никакое сомнение. Это было открытием его знаменитого принципа "к?гито": "я мыслю, следовательно, я существую" (cogito ergo sum). B ситуации любой ненадежности, в случае даже полного обмана нас со стороны гипотетического "злого духа", подменяющего образ мира фальшью и смутой представлений, нам все равно с абсолютной надежностью дана реальность нашего мыслящего "я" ("к?гито"). И этот не затопляемый водами никакого скепсиса и сомнения островок достоверности служит Декарту плацдармом для того, чтобы, исходя из него, построить стройное и целостное здание надежного знания. От "я мыслю" Декарт переходит к идее Бога, который, как он подчеркивает, никогда не может быть обманщиком и, следовательно, это Он гарантирует нам достоверность познания вещей в ясных и отчетливых идеях о них, которые мы имеем в нашем уме. Таким образом, последним и безусловным гарантом достоверности знания выступает для Декарта Бог, в существовании которого мы убеждаемся, как показывает философ, обращаясь к содержанию нашей идеи о Нем как о бесконечном и совершенном начале. Провозгласив принцип "к?гито", Декарт построил все здание своей метафизики, которая, как он считал, ценна тем, что позволяет надежно обосновать научное познание мира.