Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Апология всего национального сопровождалась...

      Апология всего национального сопровождалась презрением во всему иностранному. Провозглашение национальной исключительности (тенденция, характерная в эту эпоху не только для Польши) повлекло за собой программное отмежевание от современной европейской культуры, сужение интеллектуальных горизонтов, создало духовную замкнутость, неизбежным следствием которой стал культурный провинциализм. В то же время сарматизм вобрал в себя и отразил сугубо национальную стихию - особенности польского мироощущения и психологии, характерные черты собственного уклада жизни и специфические приметы именно польского быта, обычаев, нравов, отношений, связанных с ними традиций и фольклора. Причем в силу определенной образованности шляхты это колоритно сочеталось с переосмысленной применительно к своим представлениям латинской культурой. С сарматско-шляхетскими обычаями отождествлялся рыцарский кодекс чести и прециозный этикет, почерпнутый из современных (в основном французских) романов. Усвоенные в школе каноны риторики, а также правила поэтики выливались в вошедшее в моду массовое писание стихов, дневников, мемуаров, писем, где живая разговорная речь пересыпалась латинскими словами и оборотами, призванными свидетельствовать об "эрудиции" и светском "лоске". При этом разгульное славянское застолье, вооруженные наезды на соседние поместья, бесшабашные поединки и мелочное сутяжничество, воинская удаль и военный разбой, колоритно взаимосочетаясь с заученными стереотипами культуры западного дворянства, создавали красочную мозаику быта и бытия сарматской стихии, где все - от шляхтича-однодворца до магната-воеводы в силу принадлежности к "рыцарскому сословию" почитались равными - "паном и братом". Отсюда и пришло к нам слово "панибратство", как, впрочем, и слово "водка" (польск. - wodka) - этот неизменный атрибут сарматского самоощущения, самопонимания, самоутверждения и времяпрепровождения.