Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

В этом творении наиболее полно...

      В этом творении наиболее полно отразился свойственный Потоцкому высокий тип литературной культуры: Библия, латинская античность, национальная литература XVI в. и современная польская историческая поэма - существеннейшие ее составляющие. Он осознает противоречивость минувшего, извлекает из него моральный смысл и придает назидательную направленность выводам (в частности, о превосходстве республиканского устройства над монархическим), восстанавливая связь времен и включаясь в современные дискуссии и размышления на злобу дня. Основным документальным источником был для Потоцкого латинский дневник "Записки о Хотинской войне" (изд. 1636) участника событий, известного государственного деятеля и ритора Якуба Собеского (1588-1646) - отца короля Яна III, которому и была посвящена поэма как победителю турок у стен того же Хотина в 1673 г.

      Поэт живописует непосредственно наблюдаемую повседневность бивака и героизм сражения. Воспеванию гражданственности поколения победителей сопутствует критика современников, в сознании которых шляхетская "золотая вольность" отождествляется лишь с сословными привилегиями. Забвение рыцарственности предков поэт связывает с новомодным образом жизни, когда место воина занял щеголь. Внутренняя дезинтеграция сословия ведет к злоупотреблению правами шляхетской демократии и к ее извращению: фактическими правителями становятся благодаря богатству магнаты. Ставя хотинских героев в пример современникам, поэт увещевает и обличает. Нынешнему шляхетскому воинству он напоминает о героизме пехоты (состоящей из крестьян). Бесчеловечность к крепостным - это забвение не только христианских истин, но и сословных обязанностей. Сатира, бичующая магнатскую олигархию, нелицеприятные картины шляхетских злоупотреблений сословными правами, саркастические замечания в адрес самого короля Зыгмунта III - все это не способствовало изданию в XVII в. столь самобытного произведения. Если в высоких литературных жанрах, обращенных к эталонам античности и традициям национального Возрождения, Потоцкий выступает как поэт высокого барокко, то в жанрах низких, самой своей тематикой связанных с шляхетской жизнью и бытом (преимущественно в поместье и в основном - в провинции), проявляется языковая сочность и национальный колорит сарматского барокко.