Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Монтеверди в своей музыке как...

      Монтеверди в своей музыке как бы рисует "правду, только правду и ничего, кроме правды". Он смотрит на героев оперы несколько усталым и всепонимающим взглядом человека, который долго жил, многое видел, уже не способен ничему удивляться, но еще способен сочувствовать чужим страстям и чужому горю. Композитор явно неравнодушен к Сенеке (сцена прощания философа с близкими - одна из сильнейших в опере) и к отвергнутой императрице Октавии (ее последний монолог - трагическая кульминация всего произведения), но без всякого злорадства изображает и любовные восторги Нерона и Поппеи. Драматическая атмосфера иногда вдруг разряжается комическими эпизодами: вот перемывают косточки влюбленному императору заждавшиеся его телохранители; вот дерзко потешается над невозмутимым Сенекой паж Октавии; вот тот же паж заигрывает с придворной дамой; вот раздувается от спеси кормилица Поппеи, внезапно ставшая служанкой новоявленной императрицы... Даже в этих жанровых картинках Монтеверди сохраняет свойственный ему острый психологизм, и мы видим живых людей, а не искаженные гротескным преувеличением маски.

      Чувствуя приближение смерти, Монтеверди решил посетить Мантую и Кремону - города, где он так много страдал, но где впервые познал любовь, счастье и славу. Во время этого путешествия он подорвал свои силы и по возвращении в Венецию умер. Имя его помнилось долго, но творчество было очень скоро забыто. Новые времена - новые вкусы. Мало кто из оперных композиторов до Моцарта достигал монтевердиевского уровня художественного проникновения в самую суть человеческих душ и характеров (разве что Гендель в своих лучших операх и ораториях). Лишь в XX в. гений Монтеверди был заново открыт, и если некоторые даже самые замечательные оперы его собратьев по эпохе ныне кажутся архаичными, то его произведения остаются современными, какое бы тысячелетье ни стояло на дворе.