Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

С этого момента пастораль превращается в трагедию

      С этого момента пастораль превращается в трагедию. Как истинный античный герой, Орфей бросает вызов богам и судьбе и бесстрашно отправляется искать справедливости в царство смерти. Его единственная заступница - музыка, и с ее помощью, голосом и лирой, он творит чудеса, покоряя неумолимого перевозчика душ Харона и убеждая Плутона и Прозерпину исправить ошибку жестокого случая. Но Орфей слишком человечен, чтобы выдержать испытание бесстрастием, и злой рок опять торжествует победу. Все усилия души, направленные на обретение земного счастья, оказываются тщетными; единственное истинное ее прибежище - небеса, но право на бессмертие нужно выстрадать... "Орфей" Монтеверди не только намного более значителен по музыке, чем оперы его предшественников, но и более глубок по своей, пусть не очень-то радостной, философии.

      Успех "Орфея" побудил герцога заказать Монтеверди следующую оперу, премьера которой должна была украсить торжества в Мантуе по случаю свадьбы наследника. Превозмогая себя (ведь он еще не оправился от потрясения после смерти жены), Монтеверди создал новый шедевр - оперу "Ариадна" на текст Ринуччини. Сюжет задел композитора за живое: снова речь шла о любви, одиночестве, страдании. Ариадна, критская царевна, беззаветно полюбила афинского царевича Тезея и помогла ему победить чудовище Минотавра, но Тезей вероломно бросил ее на пустынном острове. Из всей музыки этой некогда прославленной, но целиком не издававшейся оперы сохранился только "Плач Ариадны" ("Дайте мне умереть"), до сих пор остающийся едва ли не самым часто исполняемым произведением Монтеверди. Любопытно, что композитор, учитывая популярность этого фрагмента, дважды публиковал его в своих мадригальных сборниках, причем во второй раз - с духовным текстом и под названием "Плач Мадонны".