Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Мадригал будет сопутствовать Монтеверди...

      Мадригал будет сопутствовать Монтеверди практически на всем протяжении его творческой жизни (последний, девятый, сборник мадригалов был опубликован посмертно), поэтому необходимо поближе познакомиться с этим примечательным явлением итальянской культуры XVI-XVII вв. Сборники мадригалов создавались, публиковались и раскупались в неимоверных количествах. В Италии тех времен трудно найти композитора, который не издал хотя бы одного такого сборника. Их сочиняли даже те, кто славились прежде всего как авторы церковной музыки (например, Палестрина) или как органисты и клавесинисты (Фрескобальди). Мадригалы в итальянском стиле покорили и другие страны Европы - Нидерланды, Испанию, Англию, Германию (в частности, их писал Шютц). Так что же представлял из себя мадригал?

      Для его создания требовалось небольшое лирическое стихотворение. Зачастую композиторы обращались к стихам самых выдающихся поэтов - Франческо Петрарки, Людовико Ариосто, Торквато Тассо. Настроение и содержание могли простираться от радостного воспевания красоты возлюбленной или умиротворенного упоения жизнью на лоне природы до отчаянных жалоб несчастной любви и тоски по утраченному счастью. Наиболее экспрессивные, едва ли не трагические по своему чувственному накалу мадригалы принадлежали творившему на грани XVI-XVII вв. Карло Джезуальдо, князю Венозы, печально прославившемуся своей мрачно-романтической биографией (в молодости он убил жену и ее любовника). Несмотря на трогательное излияние интимных чувств, мадригал исполнялся, как правило, ансамблем или хором из нескольких голосов, и чаще всего без инструментального сопровождения. Самые простые мадригалы были доступны и маленькой компании обычных любителей музыки, а самые сложные требовали чрезвычайно развитого слуха и незаурядного вокального мастерства. Пением мадригалов увлекались все слои общества. В Ферраре, например, в конце XVI в. существовал знаменитый на всю Италию "Концерт дам", ансамбль высокообразованных аристократок из числа придворных герцогини Д'Эсте, исполнявший наизусть с безупречной точностью десятки труднейших сочинений этого жанра.