Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Распространение учения Коперника...

      Распространение учения Коперника в Италии постоянно наталкивалось на сопротивление различных сил католицизма. В немалой степени этому способствовали решения проходившего с 1545 по 1562 г. Тридентского собора, которыми, в частности, создавались Индекс запрещенных книг и соответствующая конгрегация, определявшая, какие книги подлежат запрету. Так же как система образования и Святая инквизиция, Конгрегация индекса немедленно оказалась в руках наиболее влиятельного тогда монашеского ордена - ордена доминиканцев (иногда его называют орденом проповедников). Кроме того, Тридентский собор утвердил теологическую доктрину одного из самых видных членов ордена, Фомы Аквинского, в качестве официальной идеологии католицизма. Доминиканцы были склонны слепо следовать этой доктрине и с подозрением смотрели на любое новшество, даже если оно было чисто астрономическим.

      К концу XVI в. ситуация стала несколько меняться. Образованный в 1540 г. несколькими профессорами-теологами парижской Сорбонны во главе с испанцем Игнатием Лойолой новый монашеский орден Иисуса, более известный как орден иезуитов, стал приобретать все большее и большее значение в католическом мире. Постепенно иезуитам удалось практически полностью вытеснить доминиканцев из руководства университетами, росло их влияние и в инквизиции. По сравнению с доминиканцами иезуитов отличала большая терпимость (по крайней мере, в то время) и прагматичность, поэтому они благосклонно отнеслись к некоторым новым идеям, даже если эти идеи были сомнительны с теологической точки зрения, но могли принести практическую пользу. Именно такой была теория Коперника. Польза ее доказывалась расчетами нового календаря, и иезуиты соглашались принять ее как математическую гипотезу, категорически отрицая попытки выдать ее за реальную модель мироздания. Именно поэтому в 10-е - 20-е гг. XVII в. они поддерживали не только Галилея, но даже протестанта Кеплера.