Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

ФРАНСИСКО СУРБАРАН

ФРАНСИСКО СУРБАРАН

(1598-1664)

      Севилья издавна славилась не только как крупнейший торговый город Испании, но и как один из ярчайших очагов культуры. В XVII в. здесь жили ученые, писатели, скульпторы и живописцы, собирались кружки, носящие громкое имя "академий", где обсуждались новые идеи и вести из других стран, но главным хранителем наследия и источником знаний оставались монастыри с огромными библиотеками, прекрасными художественными коллекциями, в стенах которых работали философы, поэты, историки, лингвисты, математики, астрономы. Этот особый монастырский мир и запечатлел в своих работах живописец Франсиско Сурбаран, которого Севилья, гордая талантами своих граждан, признала "совершенным мастером, чьи произведения способствуют украшению города". В самом деле, большинство местных монастырей имели алтарные образы и циклы картин кисти крестьянского сына, попавшего в Севилью в пятнадцать лет и прожившего там всю жизнь, никогда не выезжая из Испании.

      Пожалуй, самое полное представление о творчестве Сурбарана может дать созданный им в 1634 г. для монастыря Ла Мерсед Кальсада цикл из одиннадцати одиночных портретов ученых-монахов. Их композиция предельно проста - застывшие, лаконично очерченные замкнутым, образующим пирамиду силуэтом объемные фигуры в широченных белых одеяниях, традиционных для посвятившего себя делам милосердия ордена мерсенариев, высятся в полный рост лицом к зрителю; пространство наглухо замкнуто, фон составляет стена или драпировка. Кажется, что художник лишен малейшей возможности проявить свое живописное дарование, но все одиннадцать полотен достойны называться шедеврами. Их подчеркнутый аскетизм призван как можно ярче высветить значительность личности, смысл обращенного к зрителю внутреннего монолога, наполненного глубокой мыслью. Индивидуальность каждого характера передана с такой предельной выразительностью, что превращается в символ неких высших и неизменных человеческих качеств.