Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Испанское искусство, для которого XVII в

      Испанское искусство, для которого XVII в. стал поистине золотым, шло особым путем, пролегавшим вне двух основных стилей эпохи - барокко и классицизма. Тому есть исторические причины: многие поколения испанцев выросли в восьмисотлетней борьбе с завоевателями-маврами, которую вел весь народ - богачи и бедняки, крестьяне и горожане, ремесленники, купцы, рыцари, монахи, священнослужители. Направлявшая их католическая церковь всегда оставалась могучей духовной опорой, обладая непоколебимым авторитетом. Захлестнувшее Европу движение Реформации, сбросившее с религии покров мистического чуда, не нашло в Испании ни малейшего отклика. Ее искусство сохранило средневековые традиции с их суровым, порою жестоким религиозным аскетизмом и соединило их с грубоватой, но жизнелюбивой и вольнодумной плебейской стихией.

      Один из первых в ряду великих испанских художников XVII в., Рибера в полной мере сумел выразить в своих произведениях эту национальную особенность. Его полотна населяют рыбаки, грузчики, крестьяне, а то и каторжники с галер, послужившие моделями для древних философов - Демокрита в рваном плаще, с печально-сосредоточенным взглядом и улыбкой, похожей на скорбную гримасу; Диогена с фонарем, напряженно всматривающегося вдаль "в поисках человека"; святых мучеников и апостолов - Андрея с крестом и рыбой в руках, мужественного, полного сил Иакова Старшего. Позже один из образованнейших людей Испании, художник, историк и теоретик искусства, воспитатель Веласкеса Франсиско Пачеко скажет о Рибере: "Его фигуры и головы среди всех великих картин, которые имеет герцог де Алькала, кажутся живыми, а остальные - нарисованными".