Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

До каких только изысков не додумывались...

      До каких только изысков не додумывались органостроители! Были регистры самых диковинных тембров и названий ("человеческий голос", "морская волна", "медвежья дудка"), некоторые органы имели регистры с колокольчиками, весело звеневшие во время рождественских песнопений. Таким инструментам было подвластно все: и строгие многоголосные обработки церковных хоралов, и драматические фантазии, вдохновленные религиозными сюжетами, понятными тогдашним слушателям даже без названий, и блестящие композиции, которые могли исполняться как во время богослужения, так и вне его - прелюдии, токкаты, чаконы, канцоны. Излюбленным жанром немецких композиторов были хоральные прелюдии, т. е.  обработки мелодий протестантской церкви. Хорал то излагался мощными аккордами, то оплетался полифоническим кружевом вторящих друг другу подголосков, то приобретал щемящую исповедальную выразительность, когда мелодия поручалась сольному голосу на одном мануале, тихий аккомпанемент игрался на другом мануале, а внизу сосредоточенно "вышагивали" педальные ноты, которые органист играл ногами. Иногда композиторы были не прочь поразвлечься, сочиняя пьесы с различными тембровыми эффектами: с перекличкой "громкого" и "тихого" мануалов (фантазии "Эхо" Свелинка и Шейдта), с подражанием звукам военных или пастушеских инструментов (каприччио "Баталия" и "Пастораль" Фрескобальди). Впрочем, граница между светским и религиозным искусством тогда была достаточно условной, и весьма живописные приемы можно встретить и в самых серьезных органных сочинениях. Традиция публичных органных концертов в церковных помещениях также возникла в XVII в., когда понятия благочестия и развлечения отнюдь не исключали друг друга.