Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Не существовало и доселе не существует...

      Не существовало и доселе не существует какой-либо одной модели "идеального" органа. Каждый из них подобен личности, рождающейся только раз за всю историю вселенной и не поддающейся точному воспроизведению. Орган может быть маленьким, размером с книжный фолиант, а может занимать целую стену храма. Все зависит от того, для чего и где он используется. Небольшие органчики назывались позитивами ("установленными") и портативами ("переносными"), первые могли играть в небольших помещениях, причем не обязательно в церкви, а вторые - придавать импозантность религиозным процессиям. Маленький орган с регистрами пронзительного, несколько гнусавого тембра носил название "регаль". Такие инструменты можно было услышать и в театре (например, на представлении "Орфея" Монтеверди), и на улицах, и в зажиточных домах, и в небольших часовенках. Похожие на игрушки, они бывали украшены позолотой, резьбой, росписью. Между прочим, на портативах и позитивах играли и русские скоморохи ("арганники"), часть которых служила в придворной Потешной палате, учрежденной царем Михаилом Романовым, так что звуки органа оглашали тогда и покои Кремля. Понятно, что на подобных инструментах исполнялись отнюдь не только псалмы и хоралы. Очень красочно звучали на них модные танцы и вариации на популярные песенки. Их сочиняли и весьма солидные композиторы: Свелинк (вариации на песню "Под зеленой липой"), Шейдт ("Ах, прекрасный всадник"), Фрескобальди ("Бергамаска"), Рейнкен ("Хозяюшка").