Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

ОРГАН И ОРГАНИСТЫ

ОРГАН И ОРГАНИСТЫ

      Ни к одному другому музыкальному инструменту не относились в эпоху барокко с таким пиететом, как к органу. Более популярные, более любимые были: и лютня, задушевная спутница влюбленных и утешительница одиноких, и вошедшая в XVII в. в моду скрипка, голос которой мог петь, плакать и заливаться счастливыми руладами, и непременное украшение всякой уважающей себя гостиной - чембало (в Италии), клавесин (во Франции), верджинал (в Англии)... Имелись свои преданные поклонники и у благородной виолы, и у навевавшей пасторальные воспоминания флейты. Но только орган называли королем музыкальных инструментов, и только к нему относились с благоговейным трепетом. Знаменитый ученый Афанасий Кирхер в своем всеобъемлющем трактате о музыке "Универсальная музургия" (1650) неоднократно вспоминал об органе, когда говорил об устройстве мироздания: то сравнивая Бога с мастером-органостроителем, то уподобляя органу сотворенный Богом мир. На картинах и церковных росписях нередко можно было увидеть играющих на органе ангелов; сидящей за органом обычно изображалась покровительница музыкантов - святая Цецилия. И если профессия музыканта как таковая не считалась особенно престижной, то органист был все-таки довольно уважаемой фигурой. Ведь он своим искусством прежде всего служил Богу и лишь потом доставлял удовольствие людям. В немецких же протестантских церквах органист мог превращаться во "второго проповедника", убеждая умы и волнуя сердца говорящей без слов музыкой.