Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Особым видом оратории стали в XVII в

      Особым видом оратории стали в XVII в. "Страсти", или "Пассионы", - произведения о мучениях и распятии Иисуса Христа, написанные, как правило, на текст одного из канонических евангелий. В церковном обиходе этот жанр существовал со времен раннего средневековья. Ведь Священное писание читалось обычно нараспев, и когда там попадались прямые слова Иисуса, его учеников и гонителей, естественно было доверить их другим исполнителям, разыграв диалоги в лицах. В XVII в. эта манера естественно сочеталась с жанром оратории. Текст Евангелиста (Историка), произносившийся речитативом, поручался тенору, речи прочих участников драмы - различным голосам, реплики толпы - хору. Но если даже самые благочестивые оратории на библейские сюжеты в церковном богослужении не использовались (они могли звучать в церкви вне канонической службы), то "Пассионы" исполнялись именно в рамках литургии на Страстной неделе. Создавали их как композиторы-католики, так и протестанты, только первые пользовались латинским текстом евангелий, а вторые - немецким. Едва ли не самые замечательные "Страсти" XVII в. принадлежат Генриху Шютцу, но прекрасны также "Страсти по Иоанну" Алессандро Скарлатти. В следующем столетии, в эпоху Баха и Генделя, в оратории, включая "Пассионы", проникли и чисто оперные формы (арии, дуэты), и инструментальная музыка концертного стиля (увертюры, оркестровые эпизоды, соло различных инструментов). Монументальность и блеск ораторий "высокого барокко" несколько затмили целомудренно-сдержанную, иногда почти аскетическую выразительность произведений Кариссими и Шютца. Но для того, кто ищет в музыке чистую духовность, творчество этих композиторов обладает неотразимой притягательностью.