Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Паскаль не может простить Декарту...

      Паскаль не может простить Декарту того, что Бог оказался нужным ему лишь, чтобы дать "щелчок" миру, изначальный импульс движения. Но для Декарта между наукой и верой не было конфликта, потому что, считал он, у их истин разные сферы применимости. У него метафизический Бог философов мирно, но уживается не только с антиметафизическим кумиром экспериментально-математической науки, но и с настоящим Богом Авраама, Исаака и Иакова, Богом Паскаля. Но как раз все эти гармонии быстро были разрушены... И именно поэтому творчество Декарта остается актуальным, и к нему обращаются крупные философы нашего времени, вступая с ним в спор, или же ища у него поддержки, или даже соединяя и то и другое. Если, говоря условно, либерально-рационалистическая традиция видит в Декарте своего "отца-основателя", то консервативно-спиритуалистическая с ее верой в духовное первоначало подчеркивает у него начавшееся разрушение органической гармонии веры и разума, ведущее к соблазну человекобожия.

      Замечательно верную характеристику картезианского учения дал М. в. Ломоносов: "Славный и первый из новых философов Картезий осмелился Аристотелеву философию опровергнуть и учить по своему мнению и вымыслу. Мы, кроме других его заслуг, особливо за то благодарны, что тем ученых людей одобрил против Аристотеля, против себя самого и против прочих философов в правде спорить и тем самым открыл дорогу к вольному философствованию и к вящему наук приращению".