Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Система Декарта представляет собой...

      Система Декарта представляет собой уникальный синтез традиций и новаторства, революционных нововведений и консервативного уважения к установленному порядку. И если даже, по Декарту, испытавшему нападки теологов, как протестантских, так и католических, "схоластику надо прежде всего уничтожить", то его учение тем не менее в немалой степени базировалось на понятиях именно схоластической философии, пусть они и сильно модифицировались мыслителем. Своеобразие и сила Декарта были именно в том, что он умел соединять различные интеллектуальные традиции, в том числе и те, которые, казалось, непримиримо отвергал.

      Конечно, разрыв со схоластикой на самом деле во многом действительно произошел, но в еще большей степени не у самого Декарта, а у последователей и толкователей его учения. Если сам мыслитель мог удерживать в себе доверие как к "свету веры", так и к "естественному свету разума", то уже некоторые его ученики и младшие современники утрачивают эту классическую гармонию. Одни из них нарушат это равновесие тем, что телесной субстанции подчинят мыслящую субстанцию и сведут Декартов дуализм к материалистическому монизму (вслед за учеником Декарта Региусом или Деруа на этот же путь встанет и великий философ XVII в. В. Спиноза). "Свет веры" при такой деформации картезианского учения, конечно же, будет казаться "тьмой предрассудков" (к этому результату придут некоторые просветители и философы XVIII в., причем для энциклопедистов уже даже не Декарт, а Ф. Бэкон будет родоначальником новой философии). Другие философы, напротив, начнут искать способ перехода от картезианства к системам объективного идеализма, как это будет у Лейбница, или развивать на его базе новый вариант синтеза христианства и естественного разума, как это произойдет у французского философа Н. Мальбранша.