Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Пу Сунлин

      Пу Сунлин.

      Послесловие к новелле "Мертвый хэшан".

      Перевод В. Алексеева

      Однако, по словам его внука Пу Лидэ, кроме новелл, а также стихов и эссе, Ляо Чжай написал "не меньше нескольких десятков" театральных сказов - цы - "понятных и простых, нравоучительных по содержанию". Впоследствии эти сочинения получили название "лицюй" - "простонародные пьесы". Их сохранилось всего четырнадцать. По форме, стилю, языку они напоминают народный сказ, который исполнялся бродячими рассказчиками. Так, один из них ("Песнь бедняка") представляет собой монолог-речитатив бедолаги крестьянина, который сетует на свою тяжелую долю: "Мои отпрыски совсем непутевые, а жена моя вконец бессердечная - не имеет ко мне никакого сочувствия..." И далее: "Стена обвалилась, дом покосился. Ветер гонит с крыши солому. Нет ни куртки у меня, ни теплых порток. Плачут детки, старуха вопит, лучше от жизни такой околеть..." Среди лицюй есть бытовые миниатюры, напоминающие комические пьески или фарсы. В подобном стиле изображена жизнь старого Чжана, два непутевых сына которого мечтают отделаться от родителя, ставшего им в тягость ("На стене"). Выделяется одна крупная пьеса-речитатив, содержащая тридцать шесть сцен или актов: "Чрез невзгоды прошедший". В ней рассказывается о своеобразном бунте, который устроили молодые сюцаи - обладатели ученой степени "цветущий талант" - против жестокого и алчного правителя уезда. Власти расправились с зачинщиками: одних забили батогами, других отправили в ссылку. Герой произведения, Чжан, хотя и избежал гибели, но пережил немало бед и мучений. По-видимому, этот сюжет был своеобразным откликом на реальные трагические события, когда против произвола местных властей восстали десятки молодых сюцаев. После судебного процесса был, в частности, казнен один из видных литераторов, поэт и эссеист Цзинь Шэнтань. Это событие, вошедшее в историю под названием "Плач в храме", произошло в 1661 г. (Пу Сунлину был тогда двадцать один год). Лицюй Пу Сунлина свидетельствуют об удивительной способности писателя владеть не только изощренным книжным языком, но и демократическими простонародными формами искусства. Как писал литератор Ван Пэйсюнь, пьесы Пу Сунлина впоследствии (а может быть, и при его жизни) "исполнялись на сцене, да так, что даже дряхлые старухи их понимали, настолько трогали они людей".