Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Больше половины жизни Бедиля пришлось...

      Больше половины жизни Бедиля пришлось на эпоху Аурангзеба, который жестоко преследовал не только "неверных" индусов, но и всех тех, кто позволял себе хоть немного отступать от строжайших догм ислама. Свободомыслие и критика мусульманского фанатизма привели на плаху брата Аурангзеба, талантливого ученого и поэта Дару Шукоха: именно по его переводу на персидский язык Бедиль изучал Упанишады - важнейший памятник религии и философии индуизма. Ненависть падишаха достигала и тех вольнодумцев, коих смерть уже избавила от расправы. Так случилось с суфийским шейхом Мухибуллой, который уважал индусскую религию и сочувствовал всем угнетенным; Дара Шукох относился к этому человеку с глубоким почтением. Когда Аурангзеб взошел на трон, шейха Мухибуллы уже не было в живых, но император потребовал от двух его ближайших учеников публично отречься от учителя и сжечь его сочинения. Один согласился; другой же, шейх Мухаммади, гордо ответил: "Чтобы осудить сочинения учителя, я должен сравняться с ним, а что до сожжения его книги, то в дворцовой кухне очаг куда лучше, чем в хижине бедного аскета; пусть его величество сам распорядится сжечь эту книгу". Бесстрашный ответ дорого обошелся шейху Мухаммади: он умер в тюрьме.

      В таких вот условиях жил и творил Бедиль. Не будучи мятежником и бунтарем, он бросил вызов существовавшим порядкам уже тем, что позволил себе мыслить свободно, объективно исследовать философские и социально-этические основы как собственной религии - ислама, так и индуизма, впитать все лучшее и подвергнуть критике неразумное, например, в индуизме - учение о переселении душ, в исламе - идею предопределения.