Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ

ЗЭРЭ-ЯКОБ

(1599-1692)

      В середине XIX в. итальянский ученый Джусто д'Урбино открыл сочинение эфиопского мыслителя XVII в. Зэрэ-Якоба.

      С тех пор оно многократно переиздавалось и переводилось на европейские языки и современные языки Эфиопии (русский перевод сделал в начале XX в. Б. А. Тураев). Европейцы с трудом верили, что философия такого высокого уровня могла появиться в этой стране на исходе средневековья. Это был мыслитель, равный по масштабу современным ему великим английским и французским философам. Он создал самобытную систему гуманистической философии и религиозного экуменизма (вселенское движение - от греч. "ойкумена" - Вселенная - за объединение церквей). Предполагали, что якобы найденное сочинение - фальсификация, сфабрикованная Джусто д'Урбино. Однако двадцать лет назад канадский ученый Клод Самнер, постоянно работающий в Эфиопии, доказал, что это подлинное произведение XVII в. Об его авторе мы знаем лишь, что он сам о себе в нем рассказывает.

      Но прежде несколько слов о религиозной ситуации в Эфиопии того времени.

      К началу XVII в. Северная и Центральная Эфиопия (включавшая в себя и центральную часть нынешней Эритреи) осталась единственной христианской страной на северовостоке Африки. (Правда, в Египте существовали собственные христианские церкви: коптская и грекоправославная, а Конго стало католическим королевством.) Монастыри, с их школами и библиотеками книг на пергаменте, написанными на древнеэфиопском языке гезэ, были очагами высокой культуры, а неподалеку от них вперемежку с эфиосемитскими народами аксумской и исламской цивилизаций жили кушитские племена, оскоплявшие чужаков (разновидность "охоты за головами"), исповедовавшие архаичные традиционные африканские религии, иногда в соединении с поверхностно принятыми исламом, христианством, иудаизмом. В XVI в. население целых областей Эфиопии то принимало ислам, то возвращалось в лоно христианской церкви. Другие области переходили из иудаизма (в местной своеобразной форме этой религии) в христианство, затем снова в иудаизм. Католические миссионеры проповедовали свою веру, мусульманские - свою. Вместе с тем в XV в. эфиопский император Зэрэ-Якоб, тезка нашего мыслителя, написал богословское сочинение, полемизировавшее с католицизмом. При дворе императоров всегда жили ученые из мусульман, принявшие христианство, а также египетские копты, армяне, европейцы, побывавшие во многих странах мира. Знакомство с различными вероучениями (в том числе с индуизмом, о котором рассказывали мусульманские и армянские купцы и другие иностранцы) не только расширяло кругозор жителей изолированной горной страны, в которой только что после тысячелетнего перерыва возрождалась городская жизнь, но и сеяло смуту в умах; феодальные кланы боролись под знаменами разных вероисповеданий. Внутри эфиопской ортодоксальной церкви соперничали вероучения товахдо и кыбат (монофиситское, признававшее лишь одну - божественную - природу Христа), каждое из которых поддерживали определенные провинции и союзы монастырей.