Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Главный вопрос, который вставал...

      Главный вопрос, который вставал перед всеми могольскими владыками, состоял в том, как династия, представлявшая собой мусульманское меньшинство, должна управлять огромной державой, населенной по преимуществу индусами. Возможны были два ответа: либо установить в стране господство ислама и привести индусов к покорности при сохранении им права на некоторую автономию личной и культурной жизни, либо признать все религии равно истинными и царствовать по "законам разума и всеобщего блага". Эти два подхода, два направления общественнополитической мысли в Индии 50-х гг. XVII в. наиболее ярко олицетворяли два человека, два родных брата - Аурангзеб и Дара Шукох.

      Аурангзеб с детства учился лишь тому, что было предписано мусульманину. Коран и хадисы - предания о поступках и изречениях пророка Мухаммада, трактаты по исламскому праву, труды наиболее ортодоксальных теологов - вот круг его чтения; он презирал поэзию, если не считать дидактических стихов, не любил исторические сочинения, а живопись, ваяние и театр отрицал вообще как несовместимые с духом и буквой ислама. Проводя б?льшую часть своей жизни в сражениях, участвуя в завоевательных походах и карательных экспедициях против тех, кто боролся с господством Моголов, Аурангзеб приобрел уверенность в том, что все сложности и противоречия, все трещины в здании империи появились потому, что могольские владыки, и прежде всего его прадед Акбар, отступили от правоверен и стали слишком либеральничать с теми, кто исповедовал чужую религию. Твердая власть, неуклонно следующая установлениям ислама, подавление всякого вольномыслия среди мусульман, постоянное уничижение "неверных" - вот что, полагал Аурангзеб, могло спасти империю от распада.