Будь в курсе последних новостей вместе со Snaryad.info подпишись на ленту новостей  

Ньютон был принят сабсайзером

      Ньютон был принят сабсайзером. Почему он, будучи сыном весьма обеспеченных родителей, попал в число студентов-бедняков, непонятно. Скорее всего, здесь сказалась скупость его матери, которая присылала ему ежегодно 10 фунтов - большую по тем временам сумму, хотя и недостаточную, чтобы стать пенсионером. Для сравнения укажем, что позднее, став членом колледжа, Ньютон получал годовое содержание, едва превышавшее 2 фунта. Подчиненное положение Ньютона в колледже усиливало его стремление к одиночеству; в Кембридже у него не было друзей, он жил, учился и работал почти в полной изоляции, общаясь только лишь со своим профессором-наставником. В английских университетах и по сей день существует система персональной опеки студентов, эту роль выполняют специальные наставники, или по-английски тьюторы. Тьютором Ньютона в Кембридже был профессор греческого языка Бенджамин Пуллейн, причем отношения между учителем и учеником были довольно прохладные, если не сказать натянутые. Полагают, что причина этого состоит в том, что Ньютон считал себя более осведомленным, чем Пуллейн, в некоторых областях - в логике и, возможно, в оптике.

      Ньютон был самоучкой в науке, и процесс его самообразования шел параллельно с рутинным учебным процессом. Его записи студенческих лет дают основание полагать, что он основательно изучал Декарта, читал "Диалог" Галилея, изложение философии Гассенди, Гоббса, Генри Мора и других авторов, многие из которых отнюдь не были аристотеликами. Отношение Ньютона к прежней философии выражается девизом, который находится среди его записей того периода: "Amicus Plato, amicus Aristoteles magis amica veritas" (Платон мне друг и друг Аристотель, но истина дороже - парафраз высказывания Аристотеля о Платоне). Эти слова служат эпиграфом к серии интереснейших записей, объединенных под названием "Некоторые философские вопросы". Полагают, что записи сделаны не позднее 1664 г. Они содержат 45 разделов, касающихся существа научного представления о мире. Сюда входят проблемы природы материи, времени и пространства, проблемы качеств тел, насильственного движения, оккультных качеств, проблемы природы света, цветов, зрения, человеческих ощущений и т. д.  Содержание многих разделов было почерпнуто Ньютоном из книг, но эти записи представляют собой не просто конспект, а критическую переработку прочитанного.